Предисловие

Идея вероятностного образования – образования, которое целиком и полностью строилось бы на непрограммируемой, неплановой основе – идея, не являющаяся новой в педагогике.  В Вольные школы античных философов, мастерские ремесленников и художников, когда идет процесс делания чего-то, а ученики в это делание деятельно вовлечены – это ведь и есть не что иное, как открытые педагогические студии, в которых реализуется вероятностный образовательный процесс. Да и сама человеческая жизнь есть не что иное, как сумма не планируемых заранее образовательных встреч с кем-то или с чем-то, и эта жизнь есть самый мощный образовательный институт, изобретенный когда-либо человечеством. «Школа жизни» – говорим мы, и понимаем, что это – самая мощная школа, с которой приходится иметь дело каждому человеку.  Школа, заметим, на вероятностной основе.

Но существует еще просто школа – институт, который на протяжении многих веков ставит эксперимент по обучению детей на жесткой плановой основе. Этот эксперимент длится уже так долго, что люди забыли, что это – эксперимент, и что жестко-плановая модель образования сама была когда-то изобретена людьми под определенные цели. Цели приказали долго жить, а модель осталась. При том – как универсально всеобщая. Почему так произошло, почему планово-урочная модель школы получила столь массовое и универсальное распространение – особый социологический вопрос. Возможно, потому, что она позволяла достичь более эффективного управления людьми. Впрочем, об этом лучше почитать Милослава Балабана.

Так или иначе, но стремление построить школу на вероятностной основе (или, по крайней мере, увеличить вероятностный элемент в структуре обычной школы) – всегда было связано с идеалом свободы, с идеалом свободного человека. И, честно говоря, любая настоящая педагогика является по своей сути педагогикой вероятностной – достаточно почитать «Педагогическую поэму» Антона Семеновича Макаренко или книги Корчака.

Однако особый вопрос – это вопрос о том, можно ли весь учебный процесс построить как вероятностный? Можно ли весь процесс вхождения ребенка в мир культуры построить как процесс его свободного путешествия, свободного выбора, свободной самореализации?

На протяжении XX века было предложено несколько фундаментальных педагогических проектов, пытавшихся поставить и решить эту задачу. Самые известные и значительные из них - это проект Марии Монтессори, проект Селестена Френе, проект Милослава Балабана. И всякий раз эти проекты сталкивались с жестким сопротивлением социальной системы: свободный ученик – это неудобный ученик. Свободный ученик – это начало свободного человека, а свободный человек – угроза существующему миропорядку, в котором ведущие игровые позиции принадлежат людям, вышколенным несвободной школой.

В 1991 году в г. Екатеринбурге была создана Лаборатория вероятностного образования, ставившая своей целью развитие вероятностной составляющей в деятельности педагогов общеобразовательной школы.  Сотрудниками лаборатории разрабатывались педагогические и психологические тренинги, которые позволили бы обыкновенному учителю общеобразовательной школы обнаружить в себе желание и способность организовывать образовательный процесс на вероятностной основе – через создание особых образовательныъх сред, через парадоксолизацию учебной программы и т.п. При этом важнейшей составляющей такого рода тренингов являлось моделирование открытых вероятностных ситуаций в занятиях с реальными детьми в различных общеобразовательных школах г.Екатеринбурга. Такие занятия создавали мощный импульс педагогической рефлексии и существенно продвигали сознание участников такого рода тренингов. Вместе с тем. оставался нерешенным принципиальный вопрос: а возможно ли технически – в условиях постсоветской, ультраплановой школы – построить и реализовать целостный вероятностный проект как проект развития ребенка с первого по одиннадцатый класс? Не является ли идея вероятностного образования в специфических российских условиях утопическим проектом? Как возможно встраивание этого проекта в жесткую общественную вертикаль (в том числе – вертикаль ментальности), создававшуюся на протяжении семидесятилетней социалистической истории?

Именно эти вопросы заставили сотрудников лаборатории начать системный проект вероятностного образования. В октябре 1992 года была набрана группа пяти-шестилетних детей под шапкой «подготовительного класса» на базе школы-интерната №8 г. Екатеринбурга и в течение года с этой группой велись занятия вероятностного типа – три раза в неделю, примерно по два с половиной часа.  Никакой «первый класс» при этом даже не предполагался: просто было интересно посмотреть, как будет происходит развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях подчеркнуто непланового, вероятностного движения. Однако результаты оказались настолько неожиданными и (по предварительной оценке) значительными, что по окончании года ни у сотрудников лаборатории, ни у родителей детей практически не было сомнений: надо открывать первый класс на основе избранной вероятностной стратегии. Проблема заключалась только в том, чтобы замаскировать суть происходящего в классе от всякого рода проверяющих комиссий: ведь двигаться вероятностным образом – это значит заведомо не осваивать учебную программу соответствующего класса, а, значит, «нарушать закон». На наше счастье, и директор школы-интерната А.Л.Войтеховский, и заведующий районным управлением образования В.Ю.Козлов оказались нашими союзниками, и эксперимент был продолжен.

Сейчас, когда уже идет десятый год эксперимента, понимаешь, что на самом деле этот эксперимент был, конечно же, невозможен. Слишком он был «о другом» по сравнению с содержанием массовой школы. И, тем не менее, эта невозможность оказалась реальностью. И уже одно это делает этот эксперимент заслуживающим внимания. Как оказалось возможным то, что по всем параметрам было невозможным.

Ниже вниманию читателя будут предложены своеобразные «хроники эксперимента» – в виде тех статей, которые были написаны на разных его этапах. Такой, хроникальный подход позволяет не просто увидеть, как на протяжении десяти лет развивался этот уникальный эксперимент, но и то, как развивалось наше понимания происходящего, и, в частности, как развивалось мое личное педагогическое мировоззрение. Ведь человек – это такое существо, которое живет и выживает лишь в той мере, в какой он творит миф своей жизни, миф своей деятельности. А развивается человек – за счет того, что ему удается выходить за границы им же самим создаваемого мифа. Впрочем, об этом тоже написано в этих статьях.
Итак, хроники, которые предлагаются вниманию читателя – это хроники моих взглядов на содержание того, что мы делали на протяжении десяти лет.  Это хроники моих надежд, поражений и результатов. Хроники моих вопросов. Хроники моих самообманов. Хроники моей педагогической мифологии. Хроники моего мировоззрения. Точнее – это самый первый набросок такого рода хроник. Я искренне надеюсь, что развернутое исследование пройденной нами дистанции у нас еще впереди.

Но в любом случае надеюсь, что данный опыт педагогической рефлексии послужит толчком для развертывания собственной педагогической рефлексии у читателя.
________________________________
1 - См.: Балабан М.А. Школа-парк: как построить школу без классов и уроков. – М., «Первое сентября», 2001